ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА 

«История музея в 60 портретах.

Часть 1. 1690-1970-е гг.»

 

11 февраля 1960 года министр культуры РСФСР А.И. Попов подписал приказ № 96 о создании краеведческого музея в городе Выборге.

 

15 октября 2015 года на базе Государственного музея «Выборгский замок» (бывшего краеведческого музея) было создано новое учреждение культуры со сложным названием «Историко-архитектурный музей-заповедник “Выборгский замок” и историко-этнографический музей-заповедник “Ялкала”» – нынешний Выборгский объединенный музей-заповедник.

Читать далее

Таким образом, 2020 год для нашего музея вдвойне юбилейный: созданное в 2015 году новое учреждение культуры отмечает свой первый юбилей – 5-летие работы, а как правопреемник Государственного музея «Выборгский замок», а, следовательно, Выборгского краеведческого музея – 60-летие деятельности.

Виртуальная выставка «История музея в 60 портретах» – первый проект юбилейного цикла мероприятий. Выставка посвящается людям, которые своим добросовестным трудом, подвижничеством или талантом внесли существенный вклад в развитие музея. Выбор 60-ти персоналий из многих достойных людей, служивших нашему музею, был сложным и по определению не может быть полным. Но мы его сделали.

Начинают серию очерков рассказы о первом директоре музея Дуброве Владимире Ивановиче, первых научных сотрудниках, первых исследователях-археологах и архитекторах – одним словом, о первопроходцах выборгской музейной стези. Далее – по десятилетиям-двадцатилетиям: о тех, кто стоял у истоков создания новых экспозиций и объектов, об авторах идей и событий, прославивших наш музей и ставших визитными карточками города – то есть, о творцах эксклюзивности, но не только. Через портреты наших героев мы постарались рассказать и о повседневной жизни музея: комплектовании и учете фондов, службе смотрителей, издательской деятельности. Проект «История музея в 60 портретах» прошел испытание в социальных сетях (ФБ, ВК), вызвал большой интерес у читателей и дал обратную связь. Поэтому мы признаем его успешным. Виртуальная выставка на музейном сайте – это второй этап реализации проекта. Третьим может стать переход в реальность. В каком виде – планшетной выставки или книги – мы пока еще думаем. А когда придумаем, то обязательно поделимся этим со всеми.

Авторский коллектив: Волкова Любовь Геннадьевна, Иванова Мария Сергеевна, Мельнов Алексей Витальевич, Мошник Юлия Игоревна, Ефимов Михаил Витальевич. Соавторы: Новоселова Зинаида Анатольевна, Смирнов Андрей Александрович, Федорова Наталья Станиславовна.

 

ДУБРОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (1919–1994)

Первый директор Выборгского краеведческого музея (1960–1967)

13 июля 1960 г. у новообразованного Выборгского краеведческого музея появился руководитель. Им стал Владимир Иванович Дубров. Его имя сегодня знакомо не многим, а между тем именно Дубров был человеком, во многом определившим, каким будет музей Выборга – города с тогда еще очень недолгой советской историей. ВКМ не был продолжателем богатых выборгских музейных традиций и «наследником» культурных и исторических ценностей довоенного города. Здесь все нужно было создавать «с нуля»: коллектив, фонды, экспозицию. «У нас не было ни помещения, ни стола, ни одного стула…» –  вспоминал В.И. Дубров о первых месяцах своего директорства. Спустя семь лет возглавляемый им музей принимал более миллиона посетителей в год, имел статус межрайонного, курировал деятельность нескольких филиалов в Ленинградской области,  сотрудничал с реставраторами и археологами, принимал выставки из музеев Ленинграда, осваивал и музеефицировал Выборгский замок. В значительной мере успехи в становлении музейного дела в Выборге в 1960-е гг. были прямой заслугой первого руководителя музея, Владимира Ивановича Дуброва.

Читать далее
Владимир Иванович родился в мае 1919 г. в месте, которое все документы Дуброва называют Андреевским хутором станицы Курчанская Темрюкского района Краснодарского края. В этом факте нет, казалось бы, ничего специфического, если не помнить, что в это самое время (и до весны 1920 г.) станица Курчанская контролировалась белыми, во главе с генералом В.Л. Покровским. Насколько известно, Дубров происходил из зажиточной семьи. Это, как и факт рождения на территории, занятой антибольшевистской армией, было, бесспорно, серьезным отягчающим обстоятельством для жителя СССР. Нам ничего неизвестно о детстве и юности Владимира Ивановича. Сохранилось лишь свидетельство, выданное в октябре 1939 г. Свердловским строительным техникумом НКПС о том, что Владимир учился в нем на третьем курсе.

В том же октябре 1939-го Дуброва призвали в армию. В феврале-марте 1940 г. он участвует в Советско-финской войне, служит коммутаторщиком, ранен. Уже с апреля 1940 г. он снова в строю, и с начала Великой Отечественной войны – на Карельском фронте. Дубров служил заведующим делопроизводством до августа 1942 г., после чего был переведен на Северный флот в должности интенданта. Его последнее место службы во время войны – Беломорская флотилия, где он пробыл с июля 1944 г. до победоносного мая 1945-го. После этого биография Владимира Ивановича окажется навсегда связанной с Выборгом. В 1946 г. Дубров окончил курсы офицерского состава при выборгском Интендантском училище ВМС, в 1950 г. – Выборгскую школу рабочей молодежи. В 1951–1955 гг. Дубров учился в Военной академии тыла и снабжения им. В.М. Молотова, которую и окончил в качестве офицера по интендантскому снабжению. Когда летом 1960 г. Владимир Иванович был назначен директором Выборгского музея, за плечами у него были двадцать лет военной службы. Мундир подполковника Дуброва украшали орден Отечественной войны 2-ой степени, орден Красной звезды, медали «За боевые заслуги» и «За оборону Советского Заполярья».

Нетрудно догадаться, почему именно Дуброву было предложено возглавить музей. В Выборге в 1960 г. не было специалистов в области музейного дела. Создать музей доверили человеку военному, дисциплинированному – и профессиональному интенданту, то есть хорошо знакомому с организационно-хозяйственной работой. Сейчас, много десятилетий спустя, можно с уверенностью сказать, что Дубров справился с возложенной на него задачей. Но не менее важно и то, какой ценой это далось. В архиве Выборгского музея-заповедника хранится замечательный документ – написанная в 1985 г. В.И. Дубровым «История создания Выборгского межрайонного краеведческого музея (за период с 13 июля 1960 по 17 октября 1967 г.)». Мы планируем в ближайшие годы опубликовать это ценнейшее свидетельство первых лет работы музея. В.И. Дуброву было что вспомнить.

Важнейшей заслугой Владимира Ивановича было создание музейного коллектива. Дубров исходил из того, что в музее должны трудиться, прежде всего, профессиональные историки, знания которых помогут отразить музейными средствами прошлое города и его современную жизнь. Найти людей, которые смогут и экскурсии проводить, и оформлять экспозиции, и заниматься исследовательской работой, и собирать музейный фонд (и все это – без предварительной подготовки и за крохотную зарплату), было очень трудно. Дубров таких людей нашел. Музейный коллектив 1960-х был почти универсальным. Очень многое из того, что определило специфику ВКМ – от круга исследуемых тем до методов популяризации – имеет основу в тех, «дубровских» годах. Сам Владимир Иванович наравне с коллегами занимался исследовательской работой: совместно с Л.В. Шнитниковой, дочерью революционерки Л.Х. Гоби, разыскивал конспиративную дачу, где останавливался В.И. Ленин, копировал старые карты города и даже начал осваивать финский язык. В рабочих тетрадях В.И. Дуброва встречаем конспекты лекций по методике экскурсионной работы, списки выборгских гостиниц начала ХХ в., записи о встречах с историком И.П. Шаскольским и революционером М.Д. Свинцовым, фотографии Хильдур Хаарала… О последней стоит сказать отдельно. Х. Хаарала, финская коммунистка, была сестрой хозяйки дома на ул. Рубежной, 15, где в 1917 г. скрывался Ленин. В 1963 г. Дом-музей В.И. Ленина на Рубежной стал филиалом ВКМ. Экспозиция здесь уже была создана, но после приездов Хильдур в Выборг и ее встреч с Дубровым мемориальная часть музея заметно изменилась, удалось реконструировать ее на основании детских воспоминаний Х. Хаарала.

Что же касается самого музея, то своих первых посетителей он принял летом 1961 года. На пр. Ленина, 20 открылось сразу несколько постоянных выставок, отражающих основные направления музейной работы того времени: «Выборг в октябре 1917 года», «Достижения промышленности г. Выборга за 1946–1960 гг.», «Труженики сельского хозяйства Выборгского района в борьбе за выполнение январского пленума ЦК КПСС», «Выборг сегодня», «СССР – Финляндия – добрые соседи», «Архитектура и исторические памятники Выборга». Но музейная работа не ограничивалась залами и выставками. Сотрудники ВКМ 1960-х формировали музейную среду всего города, работая над туристическими маршрутами, обследуя чердаки старых домов, устанавливая местонахождение утраченных памятников (таких, например, как обелиск на месте захоронения русских солдат, погибших при осаде Выборга в 1710 г., фундамент которого был выявлен именно музейщиками). Проводились исследования и за пределами городской черты, например на островах Выборгского залива. Напоминанием об этих работах до сих пор служат два ствола крепостных орудий, перевезенных на территорию Замкового острова с одного из островов рядом с Высоцком.

Под руководством В.И. Дуброва началось формирование музейных коллекций, велась обширная переписка с музеями, архивами, ветеранами и бывшими жителями Выборга. В музейное собрание за семь лет поступило несколько крупных коллекций, таких, например, как собрание скульптурных работ Л.А. Дитриха и В.В. Козлова и библиотека Н.Н. Турчанинова. В 1964 г. Дубров добился передачи освобожденного Министерством обороны Выборгского замка музею. Это было непросто, поскольку в зданиях замкового корпуса оставались жить семьи офицеров батальона связи. Когда власти города попытались использовать замковые помещения как временное жилье для приезжих строителей, работавших в Выборге, Дубров сумел отстоять его для музея. В главной башне замка и на территории Замкового острова начались исследовательские работы и археологические раскопки, залы главного корпуса готовились принять музейные экспозиции… И именно в это время Владимиру Ивановичу Дуброву пришлось из музея уйти. После его ухода вектор музейной работы сменил направление.

Мошник Ю.И.

 

 

 

НАГИМОВА ЕВГЕНИЯ ВАСИЛЬЕВНА (1923-?)

Первый научный сотрудник музея

В фондах Выборгского объединенного музея-заповедника хранится удостоверение музейного сотрудника с номером «1», выданное Нагимовой Е.В. Насмешка судьбы заключается в том, что удостоверение это Евгения Васильевна получила в год своего увольнения из музея – в 1969-м – после девяти лет активнейшей и очень плодотворной работы. Она почти не успела воспользоваться льготами, которые это удостоверение обеспечивало, и вынуждена была его вернуть. История жизни этой женщины такая же яркая и драматичная, как вероятно, и ее характер. Расскажем обо всем по порядку.

Читать далее

Евгения Васильевна, урожденная Павлова, родилась 13 ноября 1923 г. в г. Куйбышеве (тогда еще в Самаре) в учительской семье. Ее родители и сестры – все были учителями. Окончив в 1939 г. среднюю школу, она поступила в знаменитый ИФЛИ – Московский институт истории, философии и литературы им. Н.Г. Чернышевского и проучилась там три года. Начавшаяся война, рождение сына в 1942 г., заставили ее бросить институт и уехать к родственникам в Пензу. Там она с 1943 по 1950 гг. работала учительницей истории в мужских школах, окончила Пензенский пединститут в 1946-м, в 1947 г. вышла замуж за Нагимова Анатолия Ивановича и в 1950 г. уехала из Пензы сначала в Калининград, а затем – в ГДР, где по месту службы мужа работала в гарнизонной школе в городе Ратенов. После окончания у мужа срока службы в Германии семья переехала в октябре 1959 г. в Выборг. Вакансий для преподавателей истории-географии в городе не было, поэтому, узнав о создании музея, Евгения Васильевна подала заявление на работу в музей, куда и была принята согласно приказу №13 по отделу культуры Выборгского горисполкома от 18 июля 1960 г. Так она стала первым научным сотрудником Выборгского краеведческого музея. Наверное, легче перечислить, что не входило в обязанности первых музейных сотрудников, однако, согласно штатному расписанию «научный сотрудник отдела дореволюционного прошлого Нагимова Е.В.» отвечала за собирательскую, научно-исследовательскую, экскурсионную и другие работы отдела, а также за научную библиотеку музея (учет и выдачу книг). Объем проделанной работы поражает воображение. Нагимова Е.В. завела обширную переписку. Подавляющее большинство писем, приходящих в то время в музей со всех концов страны и даже из-за рубежа, начинались со слов «Дорогая Евгения Васильевна». По вопросам пребывания В.И. Ленина в Выборге она переписывалась с сыном соратника вождя Александра Шлихтера Борисом Шлихтером, с финской коммунисткой Хильдур Хаарала, в доме родителей которой в Выборге был устроен музей В.И. Ленина; с Марией Ялава, женой машиниста исторического паровоза №293 Хуго Ялава (Петрозаводск). У автора повести «Свеаборг» Николая Семенкевича (Москва) Евгения Васильевна выясняла подробности событий 1905-1906 гг. Не боялась писать в Финляндию семье Карпинских, несмотря на неофициальный запрет, сформулированный в письме из Государственного комитета Совета Министров СССР по культурным связям с зарубежными странами, который гласил, что «обращаться с вопросами о дореволюционном Выборге … к финнам, которым в прошлом принадлежал этот город, не совсем тактично». Евгения Васильевна участвовала в создании первых музейных экспозиций, стала автором первых справок «Они жили на Карельском перешейке», «Хронология истории Выборга с IX в. до 1961 г.», «Краткая биография Люли Фоминичны Латукка (Хайконен)» и др. Она разрабатывала и проводила обзорные экскурсии по городу и музейным тематическим выставкам, участвовала в «обходах» по домам. Уже в те годы музей вел активную работу с учащейся молодежью, Евгения Васильевна отвечала «за связь с училищами и предприятиями легкой, пищевой промышленности», готовила «школьников-экскурсоводов для проведения экскурсий по дому-музею В.И. Ленина». Дом-музей В.И. Ленина долго был филиалом ВКМ. Нагимова Е.В. сформировала первый список краеведов и людей, полезных музею – тот самый актив, с помощью которого многие вопросы музейной жизни решались быстро и качественно в течение многих лет. Этот список потом постоянно пополнялся.

В начале 1970-х гг. Нагимова Е.В. уехала из Выборга в г. Балтийск Калининградской области. Ее прощальным «подарком» городу стала легенда «Цыганка Стеша», опубликованная в газете «Выборгский коммунист» 21 ноября 1970 г. Содержание этой легенды – 100%-ный вымысел, а ее публикация – ироничная и грустная шутка автора.

В Балтийске Евгения Васильевна оставила о себе память, приняв участие в написании одной из первых книг о городе: «Балтийск: Пиллау – Балтийск. Прошлое и настоящее» (1996). В основе этого труда – перевод с немецкого книги Конрада Хаберланда «Морской город Пиллау и его гарнизон», осуществленный Е.В. Нагимовой (немецким она владела свободно).

Сегодня в музее в Выборгском замке, в экспозиции «Шведский Выборг», все посетители могут увидеть в одной из витрин флюгер с датой «1550», упавший в 1965 г. с Круглой башни, поднятый мужем Евгении Васильевны и сданный ею в музей на вечное хранение.

Волкова Л.Г.

 

 

ЯКОВЛЕВА АНТОНИНА ПЕТРОВНА (род. 07.02.1928)

Первая заведующая отделом природы музея

Антонина Петровна Яковлева родилась 7 февраля 1928 г. Первое профессиональное образование – агроном – получила в Шарьинском сельскохозяйственном техникуме (Костромская область). В 1948 г. поступила в Ленинградский институт прикладной зоологии и фитопатологии (ныне Санкт-Петербургский государственный аграрный университет), где проучилась два года по специальности «энтоматолог и фитопатолог по растительному карантину». В начале 1950-х она оказывается в Минске, где знакомится со своим будущим мужем Иваном Терентьевичем Яковлевым, бывшим летчиком, который в то время по окончании таможенных курсов работал в Белоруссии сначала заместителем, а потом начальником таможни. В 1956 г. мужа переводят в Калининград, затем в Венспилс (Латвийская ССР), а в 1959 г. семья переезжает в Выборг.

Читать далее

В Выборге Иван Терентьевич становится начальником таможни и работает в этой должности 27 лет (до 1986 г.). К истории музея это обстоятельство имеет самое прямое отношение, поскольку в 1960 г. , 9 ноября, на работу в Выборгский краеведческий музей поступает Антонина Петровна – сначала на должность заведующей отделом фондов, но практически сразу переводится в отдел природы научным сотрудником, а с 29 мая 1965 г. становится его заведующей. Антонина Петровна, как и все первые сотрудники музея, активно занимается комплектованием фондов. Основы первых естественнонаучных коллекций музея заложены именно ею. Она организовывает экспедиции старших школьников и вместе с детьми и специалистами из Северо-Западного геологического управления обследует ближайшие карьеры, собирает образцы гранитов, составляет их описания. Параллельно занимается изучением растительного и животного мира Карельского перешейка, изготовлением гербариев, на основании собранных материалов делает первые экспозиции на пр. Ленина, 20. Все этапы становления музея, сокращения, реорганизации, «решения и постановления» Антонина Петровна переживает самым активным образом. Чиновники уже в те времена периодически бывали озабочены вопросами «оптимизации» работы учреждений культуры, создавая громоздкие и неуклюжие структуры. Например, в 1969 г., когда на основании решения бюро Выборгского ГК КПСС в ведение музея передается городское экскурсионное бюро, то Яковлева А.П. назначается временно исполняющей обязанности заведующей бюро (сверх прочих своих нагрузок). Еще ранее, в 1966 г., когда Выборгский краеведческий музей был реорганизован в межрайонный – с присоединением двух филиалов в Лодейном Поле и Приозерске, – всем старшим и научным сотрудникам музея вменялось в обязанности «вступать в контакт» с коллегами из дальних филиалов и «оказывать методическую помощь в разработке и рецензировании планов экспозиций и другим вопросам деятельности». Яковлева А.П. тогда написала справку-путеводитель по теме «Сельское хозяйство Выборгского и Приозерского районов в период 1962-1965 гг.». Позднее, по официальным данным, «по состоянию на 1 января 1973 г.»,  Выборгский межрайонный краеведческий музей имел восемь (!) филиалов: в Лодейном Поле, Старой Ладоге, Тихвине, Кингисеппе, Волхове, Всеволожске, Подпорожье и Приозерске. Несмотря на формальный характер чиновничьих решений, сосредотачиваться на действительно главных задачах было непросто.

После передачи под нужды музея Выборгского замка, завершения в нем первоочередных ремонтно-реставрационных работ и «переоткрытия» временных выставок с пр. Ленина, 20, главным делом для Яковлевой А.П. становится создание новой постоянно действующей экспозиции «Природа Карельского перешейка» – в полном соответствии с существующей тогда отечественной традицией буквального перенесения природных ландшафтов и биогрупп в музейное пространство. Для этого Антонина Петровна постоянно повышает квалификацию, уезжая в многодневные командировки в Ленинград, Петрозаводск, общается с охотниками и таксидермистами (мастерами по изготовлению чучел), специалистами-экспозиционерами союзного значения из Ленинградского комбината живописно-оформительского искусства (КЖОИ) и Комбината декоративно-прикладного искусства. Как заведующая отделом природы она находится в гуще событий, пишет справки по почвенным, водным ресурсам, геологии и фенологии края. В 1977 г. экспозиция «Природа Карельского перешейка» открывается для посещения и с тех пор непрерывно работает, приводя в восторг гостей музея, особенно детей. Большую помощь в изготовлении диорам оказал музею Выборгский судостроительный завод, выполнив работу в срок и с высоким качеством.

Антонина Петровна много лет несла большую общественную нагрузку, возглавляя секцию и являясь членом президиума Выборгского отделения Всероссийского общества охраны природы (ВООП). Более десяти лет Яковлева А.П. была профсоюзным лидером музея – по тогдашней терминологии «председателем месткома», после 1972 г. и практически до ухода на пенсию – постоянным членом месткома. За активную общественную  и основную деятельность Яковлева А.П. была награждена медалью «100 лет со дня рождения В.И. Ленина», неоднократно получала звание «ударника коммунистического труда» и признавалась достойной для занесения в городскую «Книгу Почета». Кроме создания одной из центральных экспозиций музея о природе нашего края, Антонина Петровна всячески способствовала пополнению музейных фондов тем, что использовала «семейное положение»: многие экспонаты нашего музея, представляющие сейчас художественную ценность (картины, сервизы, предметы декоративно-прикладного искусства, монеты и пр.), поступали в музей в виде конфиската из Выборгской таможни. Это выделяло Выборгский краеведческий музей из ряда ему подобных, так как получение художественного конфиската из таможни считалось тогда привилегией центральных музеев. Так что, традиции сотрудничества музея и таможни, приносящие плоды и поныне, были заложены еще в те времена.

При достижении пенсионного возраста, в 1983 г. – после 23 лет плодотворной работы, – Антонина Петровна Яковлева уволилась из музея и ушла на заслуженный отдых.

 

Волкова Л.Г.

 

 

 

 

РЫЖОВ МИХАИЛ ГЕРАСИМОВИЧ (1909–1966)

Первый заведующий Отделом советского периода

Михаил Герасимович Рыжов родился в 1909 г. в многодетной крестьянской семье в селе Анастасьино Баландинского района Саратовской области. После 1917 г., когда в селе был образован колхоз, Михаил Герасимович с родителями и братьями работал в колхозном хозяйстве. В 1932 г. призван в Красную Армию, служил в 5-м полку МВД в Ростове-на-Дону. Год спустя направлен курсантом в Саратовскую 4-ю пограншколу МВД, которую закончил в 1936 г. в звании лейтенанта. После окончания пограншколы служил начальником погранзаставы Ребольского погранотряда в Карельской АССР. В 1940 г., во время Советско-Финляндской войны, был помощником командира стрелковой роты, а сразу после окончания военных действий вернулся в свой погранотряд. Сразу после начала Великой Отечественной войны М.Г. Рыжов был назначен начальником штаба погранкомендатуры Ребольского погранотряда, а затем (до 1944 г.) переведен на должность командира стрелкового батальона. В 1944–1949 гг. – комендант  погранкомендатуры 11-го погранотряда МВД СССР в Курессааре. В 1950–1951 гг. закончил Высшую пограншколу в Каменце-Подольском, после чего был переведен в Выборгский погранотряд на должность начальника маневренной группы. В 1953 г. М.Г. Рыжов вышел в отставку в звании майора. Награжден орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».

Читать далее

Выйдя в отставку в возрасте 45 лет, Михаил Герасимович решился полностью изменить свою жизнь. Он поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета, который закончил в 1960 г. Именно в этом году в Выборге, где М.Г. Рыжов с женой и двумя детьми жил уже около 10 лет, был образован краеведческий музей – и Михаил Герасимович стал одним из первых его сотрудников. 1 сентября 1960 г. он был принят на должность заведующего Отделом советского периода. Речь шла, прежде всего, о том, чтобы отразить в залах музея тему восстановления и развития выборгской промышленности. Месяц спустя из-за проблем со здоровьем М.Г. Рыжов перешел на должность старшего научного сотрудника отдела. Рыжов вел обширную переписку с музеями и предприятиями, результатом которой стали переданные Выборгскому музею предметы. Его стараниями фонды музея пополнились личными вещами (прежде всего оружием) бойцов, участвовавших в Выборгской наступательной операции 1944 г. Основа для создания военного отдела в музее была создана именно Рыжовым. Больше, чем кто-либо другой из сотрудников, Михаил Герасимович проводил экскурсий – по музею и по городу. Его активная собирательская и экскурсионная работа была отмечена многочисленными поощрениями и благодарностями. 

В 1964 г. М.Г. Рыжов подготовил путеводитель по разделу музейной экспозиции «Отечественная война на Карельском перешейке» (не опубликован).

Скончался М.Г. Рыжов 6 апреля 1966 г. от болезни сердца.

        

Мошник Ю.И.

 

 

ТУРЧАНИНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1901–1960)

Краевед, библиофил, даритель

В рассказе о людях, чьими делами, энергией и талантом создавался Выборгский краеведческий музей странно увидеть фамилию человека, жизнь которого закончилась в тот год, когда музей только был образован. Но судьба Николая Николаевича Турчанинова столькими нитями пересекается с музейной историей, что не рассказать здесь о ней было бы ошибкой.Начать нужно с даты рождения Турчанинова – 11 февраля 1901 г. По странному совпадению «день рождения» выборгского музея пришелся на эту же дату, но 59 лет спустя. Отцом его был студент Императорской Военно-медицинской Академии Турчанинов, также Николай Николаевич, матерью – дочь статского советника Анна Флорентьевна (урожденная Васильева). Семья жила в Санкт-Петербурге. Турчанинов-старший после окончания Академии был определен врачом в 4-й стрелковый Восточно-Сибирский полк и вскоре скончался. Анна Флорентьевна вышла замуж второй раз, также за военного врача, надворного советника Петра Петровича Новикова. Новиков, сокурсник ее первого мужа по Военно-медицинской Академии, успел к тому времени пройти Русско-японскую войну и послужить в госпиталях Петербурга. В 1911 г. он был переведен в 12-й Финляндский стрелковый полк, дислоцированный в то время в Выборге – и вместе с ним в Выборг переехала его семья. Так Турчанинов впервые оказался в городе, который навсегда стал для него дорогим.

Читать далее

Новиковы поселились в доме Дамиана Маркелова на Торкельской ул., 6. В августе 1911 г. приемный отец определил Николая в Выборгское русское реальное училище. Годом позже в училище поступил его младший брат Дмитрий, также сын Анны Флорентьевны от первого брака. По-видимому, учеба давалась братьям Турчаниновым тяжело: мальчики были болезненными, часто пропускали уроки и даже оставались на второй год. В декабре 1916 г. П.П. Новиков официально усыновил сыновей своей жены. Решением суда им присваивалась фамилия отчима – Новиковы.

Тяжелая болезнь Анны Флорентьевны стала причиной отъезда семьи из Выборга в Петроград осенью 1917 г. В марте 1918 г., когда в Финляндии шла гражданская война и бои приближались к Выборгу, Петр Петрович принял решение о переводе Николая и Дмитрия в Третье Петроградское реальное училище. Николай был переведен в VI класс и… на этом его учеба закончилась. Училище преобразовали в Единую трудовую школу №2, а семнадцатилетний Николай Новиков пошел служить в РККА.

О службе Николая Новикова-Турчанинова в Красной Армии мы знаем немного. Сохранились фотографии 1920-х гг., на которых Николай запечатлен в гимнастерке с петлицами командира роты на фоне наградного знамени стрелковых частей и с сослуживцами перед стендом «Наши любимые вожди» (в качестве «любимых вождей» — Маркс, Ленин и Троцкий). Позднее, вступив в ОСОАВИАХИМ и сдав норматив на звание «Ворошиловский стрелок» Н.Н. Турчанинов укажет в документе, что стрелковый опыт у него с 1918 года. И еще одно напоминание о том времени – тонкая тетрадь с надписью «Чертополох». Это рукописный сборник стихов, самостоятельно оформленный Николаем. В оглавлении указаны стихотворения «Башня» и «Старый замок». Сами стихи, к сожалению, не сохранились. Почти наверняка это были стихи о Выборге.

Вероятно, уже тогда Турчанинов почувствовал потребность в изучении истории Карельского перешейка и начал собирать библиотеку, в которой важное место занимали книги по истории Финляндии и Скандинавских стран. В сентябре 1940 г. он экстерном поступил на 1-й курс исторического факультета Педагогического института им. А.И. Герцена. И снова обстоятельства помешали учебе: началась Советско-финляндская (Зимняя) война. В июне 1940 г., когда Выборг уже вошел по Московскому миру в состав Советского Союза, в «Военно-историческом журнале» была опубликована статья Николая Турчанинова «Выборг» – самая первая советская статья о Выборге. В ней Николай Николаевич рассказывает об историческом прошлом города, делая акцент на «дошведском» сюжете и пытаясь выявить исконную связь Карельской земли и Новгорода, а значит – правовые основания присоединения Выборга к СССР. С этой статьи началась неутомимая работа Турчанинова-лектора, экскурсовода и журналиста, целью которой было сделать Выборг культурным достоянием для его новых жителей.

В декабре 1944 г. Турчанинов был командирован киностудией «Лентехфильм» в Выборг в качестве консультанта готовящейся кинокартины о городе. Именно Турчанинов разыскал авторскую бронзовую модель выборгского памятника Петру I, на основании которой скульптуру работы Л. Бернштама, разбитую в годы войны, удалось реставрировать. Экскурсии, которые он в те годы проводил по городу, стали той основой, на которой создавалась выборгская экскурсионная школа. В 1950-х гг. Николай Николаевич трудился над книгой по Выборгу, которая так и осталась в черновиках и в машинописи. В ней удивительным образом соединялись советские идеологические установки с живой памятью о довоенном городе детства. Особенно это заметно в главе о парке Монрепо. Только перед самой кончиной он смог договориться с издательством о выпуске тоненького путеводителя по городу, который так и не был опубликован. А книга о Карельском перешейке, для которой Турчанинов написал статью о Выборге, была издана уже после его смерти.

Умер Николай Николаевич 28 февраля 1960 г. и был похоронен на Серафимовском кладбище Ленинграда. Вот тут и началась «музейная» история Турчанинова. Выборгский краеведческий музей и отдел культуры Выборгского горисполкома подали ходатайство об изготовлении «силами общественности» надгробного камня на его могилу – как дань уважения человеку, так много сделавшему для сохранения истории Выборга. Камень из серого гранита был выполнен выборгским карьероуправлением и перевезен в Ленинград в 1962 г. Вдова Турчанинова, Надежда Александровна, передала музею 539 томов из личной библиотеки своего мужа, некоторые его личные документы, черновики и тезисы лекций и экскурсий, машинопись путеводителя по городу. Сейчас библиотека Турчанинова хранится в фонде Редкой книги и в библиотеке Выборгского музея-заповедника. Книги из этого именного собрания – одни из самых ценных в музейной коллекции.

 

Мошник Ю.И.

 

ХОМУТЕЦКИЙ НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ (1905−1973)

Первые архитектурные обмеры в послевоенном замке

Архитектор, историк архитектуры, доктор искусствоведения, профессор. В 1931 г. окончил институт коммунального строительства, до 1935 г. обучался там же в аспирантуре. В 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Архитектура эпохи империализма».  Преподавал в своей «альма-матер», по совместительству работал в Ленпроекте. В составе авторского коллектива разрабатывал конкурсные проекты для Ленинграда (дом-коммуна, Дворец Советов, Театр рабочей молодежи), Москвы (Дворец молодежи и ЦПКиО им. М. Горького), а также проекты школ и жилых домов. С 1937 г. главный редактор журнала «Архитектура Ленинграда». Участник Великой Отечественной войны, инструктор политотдела 49-й армии, участник Сталинградской битвы, дошел до Берлина, был контужен.

Читать далее

После войны в 1948−1952 гг. работал в должности директора Ленинградского инженерно-строительного института. В 1955 г. защитил докторскую диссертацию «Архитектура России с середины XIX века по 1917 год (по материалам Москвы и Петербурга)». Доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории и теории архитектуры (1955−1972). Автор более 130 работ по истории архитектуры, среди них книги: «Петербург-Петроград», «Загреб», «Стокгольм».

В конце апреля 1964 г. Выборгскому краеведческому музею были переданы в пользование трехэтажный Главный корпус Выборгского замка и его донжон − башня Св. Олафа. По заказу отдела по делам строительства и архитектуры Леноблисполкома были сделаны архитектурные обмеры Выборгского замка силами студентов Градостроительного факультета и профессорско-преподавательского состава кафедры истории архитектуры, кафедры геодезии. В работах принимали участие 45 студентов, 4 преподавателя и представитель областной реставрационной мастерской Т.Д. Талент. Примечательно, что еще в 1963 г. студенты под руководством Н.Ф. Хомутецкого выполнили обмеры бастиона Панцерлакс, на котором располагалось полуразрушенное здание Музея изящных искусств. Вплоть до весны 1964 г. разрабатывался проект реконструкции здания и приспособления его для нужд Выборгского краеведческого музея, которому было очень тесно в его первом помещении на пр. Ленина, 20.

Практика студентов Ленинградского инженерно-строительного института проходила на территории Замкового острова с 6 июля по 20 августа 1964 г. За это время были составлены архитектурные обмеры памятников старины: башни Св. Олафа, Главного корпуса замка, Винного погреба. Остальные здания замкового комплекса были недоступны молодым архитекторам, т.к. были заняты военными и сторонними организациями. Николай Федорович, в свою очередь, подготовил фундаментальную историческую справку на 58 листах, посвященную истории замка, городской крепости и гражданской архитектуре Выборга. Это было первое комплексное историко-архитектурное обследование Выборгского замка в послевоенное время. С опорой на результат этого обследования была подготовлена документация для начала полномасштабных изыскательских работ, к которым в следующем 1965 г. приступили Реставрационные мастерские Госстроя Эстонской ССР. Обмеры и историческая справка, подготовленные при участии Николая Фёдоровича стали первыми архитектурно-реставрационными документами в послевоенной истории замка-музея.

До недавнего времени музейщикам был недоступен еще один том обмерных работ 1964 г. – альбом фотофиксации состояния замка, которую выполнил ассистент кафедры Истории архитектуры Геннадий Иванович Алексеев (1932-1987), будущий культовый поэт, один из основоположников российского верлибра, высоко оцененный собратом по перу Иосифом Бродским. К фото прилагается техническое описание состояния помещений замка, составленное старшим преподавателем кафедры Г.И. Лохановым. Эти ценнейшие документы фиксируют состояние замка, который буквально месяц назад покинул последний гарнизон. Волею случая этот том не отложился в архиве музея, и не так давно электронную копию этого тома нам прислали коллеги из Национального архива Эстонии, где он хранится в фонде Евгения Кальюнди.

Николай Федорович Хомутецкий умер в 1978 г. и похоронен на Красненьком кладбище в Санкт-Петербурге.

P.S.: В настоящее время традиция сотрудничества Выборгского объединенного музея-заповедника со студентами и преподавателями СПбГАСУ (архитектурно-строительного университета) возобновлена и развивается исключительно плодотворно.

 

Мельнов А.В.

 

 

 

 

 

 

КАЛЬЮНДИ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1931-2011)

Первый советский археолог и исследователь Выборгского замка

К тому моменту, когда Главный корпус Выборгского замка был передан под нужды краеведческого музея, состояние памятника требовало принятия незамедлительных мер по сохранению: многие помещения замковых объектов находились в аварийном состоянии. Необходимо было также срочно начинать изучение острова. Уже в 1965 г. на его территории начались археологические исследования. Основной их задачей было уточнение строительной истории комплекса и создание на научной основе проекта реставрации сооружений замкового острова и благоустройства его территории. Работы велись научно-реставрационной мастерской Госстроя ЭССР. Проектной группой руководил архитектор Хейно Потти (1928-1978), архивная работа и археологические раскопки велись под руководством искусствоведа Евгения Алексеевича Кальюнди (1931-2011). Обе эти фигуры являются знаковыми – их вклад в процесс восстановления средневековых крепостей Эстонии и России в советский период невозможно переоценить. Вероятно из-за того, что Хейно Потти, как руководитель группы, занимался в основном координационно-административной работой и редко общался с прессой, деятельность его оказалась как бы в тени его коллеги, Евгения Кальюнди, поэтому посвятим Потти несколько слов в надежде, что справедливость будет восстановлена, и в недалеком будущем биография Хейно Потти будет написана достаточно полно.

Читать далее

Архитектор Хейно Потти родился 2 февраля 1928 г. в волости Роела (уезд Вирумаа). Всю свою жизнь он посвятил реставрации памятников архитектуры. С середины 1950-х гг. и до самой своей смерти в 1978 г. он работал над проектами реставрации памятников Нарвы (Ратуша – 1954 — 1963 гг.; городские укрепления – 1964 -1978 гг.). Параллельно, с 1965-го по 1969-й гг., он работает над созданием проекта реставрации Главного корпуса Выборгского замка. С 1974 г. – участвует в реставрации Ивангородской крепости.

Во многих проектах он работал совместно с Евгением Кальюнди.

Евгений Алексеевич Кальюнди родился в Тарту 13 июня 1931 г. в русской семье под фамилией Григорьев. Его семья много поколений прожила в Эстонии, прежде чем отец сменил фамилию на эстонскую «Кальюнди» в рамках кампании по эстонизации фамилий в 30 – е гг. XX в. В семье все свободно владели эстонским языком, но дома говорили по-русски. Школьное образование Кальюнди получил в эстонской школе на архипелаге Сааремаа. Первое образование он получил в Таллиннском электромеханическом техникуме, позже – в Ленинградском электротехническом институте связи, а в 1960 г. он поступает в Академию художеств им. И. Е. Репина по специальности «искусствовед».

С 1964 г. Кальюнди в качестве искусствоведа работал над проектом реставрации Нарвских укреплений, а с 1965 г. началась работа по исследованию и созданию проекта реставрации и благоустройства Выборгского замка. Позже он занимался укреплениями Ивангородской крепости, Таллинна, Раквере и другими объектами. Евгений Алексеевич оставил после себя множество статей, заметок, и справок, дополняющих отчеты по объектам, которым он посвятил свою жизнь. Работа над проектом реставрации Выборгского замка внезапно прервалась в 1969 г. Работа была прекращена преждевременно, в результате недопониманий между эстонской командой и новым директором музея, бывшим председателем Выборгского горисполкома, Ладановым П.Ф.

 

 

Вероятно, Кальюнди и Потти покидали Выборгский замок с тяжелым сердцем. Особенно Кальюнди. Он очень многое вложил в свою работу над этим объектом. Чувства автора сквозят в строках статей и заметок, освещающих его путь в постижении тайн старинного замка. Проект, созданный Кальюнди и Потти, так никогда и не был реализован, однако сегодня, спустя полстолетия, идеи, открытия и решения, предложенные в соавторстве этих двух равнозначных фигур, актуальны, востребованы и оценены по достоинству. Во-первых, научная библиотека Выборгского объединенного музея-заповедника может похвастаться именной коллекцией книг из библиотеки Евгения Алексеевича Кальюнди, любезно предоставленной нам Национальным архивом Эстонии, при участии инспектора охраны памятников Нарвы Мадиса Туудера​ и руководителя библиотеки Департамента охраны памятников Эстонии Марью Раабе. Некоторые из них «освящены» дарственными надписями очень авторитетных авторов. Во-вторых, в музейном архиве хранятся подробные отчеты по раскопкам и проектные чертежи, выполненные с большим профессиональным мастерством. В-третьих, идет работа по воплощению в жизнь смелого предложения Кальюнди-Потти по сооружению подъемного механизма в башне Святого Олафа – только не кабестана, который там был, а современного лифта с прозрачными стенками, чтобы поднимающиеся на нем люди могли рассматривать средневековую кладку, рисовать в своем воображении парадные залы, потайные лестницы, бойницы с пушками и ядрами.

 

Иванова М.С.

 

 

БАБИЧ ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

Заведующая отделом фондов музея с 1965 по 1988 гг.

Начинать новое дело всегда трудно. Штатное расписание нового («с нуля») учреждения культуры, каким был в начале 1960-х гг. Выборгский краеведческий музей, было очень подвижным. Сейчас нам сложно представить, чтобы одному человеку приходилось одновременно выполнять столь сложные обязанности. Первой заведующей фондами музея и одновременно секретарем-машинисткой была Данилкина Людмила Николаевна. Она несла ответственность не только за «целость, сохранность музейных ценностей, правильную постановку учета и хранения основного, обменного фондов и фототеки», совмещая это с «остальными функциями по фондохранилищу» (уборка, обеспыливание, соблюдение температурно-влажностного режима и т.д.). В ее функционал входила также вся секретарская работа плюс обязанности «внештатного получателя денег и кассира». Вероятно, поэтому Л. Н. Данилкина проработала очень недолго. Вообще, до 1965 г. должность заведующего отделом фондов была «разменной монетой» в коллективе, с обязанностями, которые перекладывались с одного сотрудника на другого. И это несмотря на то, что хранение и учет музейных ценностей является по определению базовой функцией музея. С 29 мая 1965 г. заведующей отделом фондов была назначена Людмила Ивановна Бабич, и фондовая работа музея, наконец, приобрела систематический характер и упорядоченность.

Читать далее

Людмила Ивановна Бабич родилась 15 ноября 1932 г. в Чите в семье служащих. Отец погиб на фронте, мать – инвалид труда. Образование незаконченное высшее: два курса физико-математического факультета Читинского пединститута. Кроме того, окончила курсы машинописи и курсы счетоводов. Вышла замуж за военного. В 1956-1963 гг. жила с семьей в городе Галле (ГДР) по месту службы мужа. В Германии Людмила Ивановна чуть меньше года поработала в гарнизонном доме офицеров, но у супругов было трое маленьких детей, и совмещать работу с домом было практически невозможно. После возвращения в СССР семья обосновалась в Выборге. 12 ноября 1964 г. Людмила Ивановна поступила на работу в краеведческий музей секретарём-машинисткой и через полгода была назначена 1965 г. заведующей отделом фондов и научной библиотекой (уже без секретарских функций).

За период более чем 30-летней работы в музее, Людмила Ивановна проявила себя грамотным, квалифицированным сотрудником, честным, принципиальным человеком. Своего кабинета у зав. фондами долго не было, её рабочий стол находился в проходной комнате, и, проходя мимо, сотрудники всегда видели её склонённую голову. Нагрузка, которая легла на плечи Людмиле Ивановне, была под силу только трудолюбивому и усидчивому человеку: приём и обработка новых поступлений, хранение фондов, контроль за сохранностью предметов музейного значения, хранящихся не только в фондах, но и находящихся на выставках и постоянных экспозициях, консультации и проведение занятий с научными сотрудниками по правилам составления инвентарных описаний, выдача из фондов музейных предметов на выставки и экспозиции, обратный приём и пр. А обязанности по научной библиотеке? Предшествующего опыта музейной работы ни у кого из первых сотрудников не было, все нуждались в информации, которую в то время можно было получить только через книги или консультации посредством командировок. Поэтому библиотека комплектовалась очень активно. Так же активно книгами пользовались сотрудники, поэтому нагрузка на библиотекаря была постоянной. Принимала Людмила Ивановна участие и в научно-исследовательской и выставочной работе.

Он стала первой исследовательницей нумизматической коллекции музея, на основе изучения которой ею были составлены обобщения «Денежные бумажные знаки дореволюционной России и Советского периода», «Русская монетная система», организованы первые тематические выставки по этой теме. Работала Людмила Ивановна и над такими темами, как «Повышение материального благосостояния и культурного уровня трудящихся г. Выборга», также она продолжила работу и составила справку к коллекции и выставке «Скульптура Л.А. Дитриха и В.В.Козлова». Ей, женщине, приходилось также в течение многих лет заниматься сложным с юридической точки зрения хранением оружия и его первичным изучением.

Л.И.Бабич принимала активное участие в общественной деятельности: избиралась членом и председателем профсоюзного комитета музея, председателем первичной организации Общества СССР – Финляндия. В коллективе музея она пользовалась искренним уважением и авторитетом. К ней всегда можно было обратиться за помощью, советом. Людмила Ивановна неоднократно получала звания «ударника коммунистического труда» и имя ее заносилось в городскую Книгу Почета.

При достижении пенсионного возраста Людмила Ивановна постепенно сложила с себя обязанности по руководству отделом фондов, поработала некоторое время научным сотрудником, смотрителем музея и в марте 1997 г., после 33 лет плодотворной работы, ушла на заслуженный отдых.

 

Волкова Л.Г., Новоселова З.А.

 

СЕМЬЯ КАРПИНСКИХ

Жители довоенного Выборга, друзья музея, дарители

Рассказывая о людях, с которыми выборгский музей долго и плодотворно сотрудничал, нельзя обойти вниманием семью бывших жителей Выборга, которых события Второй мировой войны заставили переехать в Хельсинки. Это семья Карпинских, несколько представителей которой стали бесценными помощниками, дарителями, консультантами и друзьями для научных сотрудников выборгского музея.

Читать далее

Карпинские – старый дворянский род, многие представители которого добились успеха как талантливые горные инженеры. Самый известный представитель семьи, Александр Павлович Карпинский, выдающийся геолог, стал в 1917 г. первым президентом Академии Наук СССР. Его племянник, Михаил Михайлович Карпинский (1868–1937), выпускник Санкт-Петербургской Военно-медицинской Академии, с декабря 1896 г. и до своей кончины работал в Выборге: вначале врачом в различных частях выборгского гарнизона, в 1914–1918 гг., уже в звании генерал-майора медицинской службы, был старшим врачом лазарета, а после получения Финляндией независимости занимался частной врачебной практикой. Военный врач Карпинский оставил по себе добрую память: зачастую он бесплатно лечил неимущих и даже давал им деньги на лекарства, проявлял заботу о раненых, не допускал распространения эпидемий. В браке с Марией Петровной Карпинской (урожденной Попрядухиной) у них было шестеро детей, младшие из которых – Ирина и Игорь – и стали друзьями Выборгского краеведческого музея.

Ирина Михайловна Карпинская (06.10.1899–1972) окончила Выборгскую русскую женскую гимназию. Вышла замуж за секретаря советского консульства в Выборге Николая Петровича Шарова. В 1925 г. уехала с мужем в Москву, где и прожила до своей кончины. В 1960-х г. Ирина Михайловна приезжала в Выборг и познакомилась с Е.В. Нагимовой, в переписке с которой впоследствии она делилась воспоминаниями об отце, о городе, событиях, проходивших здесь. В музее хранится тетрадь с рукописным текстом её воспоминаний (1961). Передала она в фонды музея и ряд связанных с историей города материалов, в том числе довоенный фотоальбом «Выборг» и открытки начала XX в. с видами Выборга.

Младший брат Ирины Михайловны, Игорь Михайлович Карпинский (04.03.1901–15.03.1985), известный в Финляндии художник, на протяжении всей жизни хранил любовь к Выборгу, городу своего детства и юности. Когда в 1960 г. здесь был основан музей, он, как и его старшая сестра Ирина Михайловна, стал в тот первый, весьма сложный период его существования верным помощником и консультантом. Хорошо зная историю Выборга, он охотно делился своими знаниями и результатами своих исследований, посвященных истории выборгских памятников. Памятны Игорю Михайловичу были и художественные ценности довоенного Выборга – например бронзовый бюст Е.П. Тархановой работы Ильи Репина, хранившийся, по его словам, в подвале здания фирмы Диппель. В 1962 г. сотрудники Выборгского краеведческого музея пытались найти это произведение, но безуспешно.

И.М. Карпинский в 1918 г. окончил Выборгское русское реальное училище. В Финляндии, ставшей в конце декабря 1917 г. самостоятельным государством, многим русским, особенно не владевшим финским языком, было сложно получить работу, приходилось браться за любую. Игорь Карпинский тачал дешевые башмаки для магазина обуви, шил рукавицы, расписывал деревянные шкатулки, делал чучела птиц. С детства увлекавшийся рисованием, он поступил в Выборгскую рисовальную школу, в которой занимался под руководством профессора Рюрика Линдквиста. В 1922 г. женился на подруге своей юности Нине Витущенко В Выборге родились их дети: Людмила (1925), Татьяна (1927), Святослав (1932). В 1926 году Игорь Карпинский получил должность учителя рисования, черчения и гимнастики в русском реальном лицее. В то время это учебное заведение было одним из центров русской культуры в Выборге. Здесь, под руководством Игоря Карпинского оформлялись школьные спектакли, по его эскизам шились для них костюмы. Как художник-декоратор, он участвовал в оформлении городских любительских спектаклей, концертов, проходивших в здании Выборгского городского театра. Главным же делом, увлечением всей его жизни стала живопись. Первая персональная выставка Игоря Карпинского состоялась в 1934 г. и проходила в залах Художественного музея.

Получив приглашение киностудии «Suomi Filmi», И.М.Карпинский в феврале 1939 г. выехал с семьёй в Хельсинки. Здесь, в качестве художника-постановщика и декоратора, он принял участие во многих известных финских художественных фильмов, в том числе в четырех картинах крупнейшего кинорежиссера Финляндии русского происхождения Валентина Ваала (В.Я. Иванова). Впоследствии И.М. Карпинский полностью посвятил себя живописи. Выставки его работ проводились во многих городах Финляндии и везде ои находили живой отклик. Занимался И.М.Карпинский и общественной деятельностью: он был председателем Общества Русских художников Финляндии и Общества художников-реалистов, активным членом Русского культурно-демократического союза и Общества СССР – Финляндия. Скончался И.М.Карпинский 15 марта 1985 г. и был похоронен на православном кладбище г. Хамина, рядом с могилой жены.

В одном из писем научному сотруднику музея Е.В. Нагимовой, Игорь Михайлович писал: «Я получаю столько удовольствия от того, что могу делиться своими воспоминаниями и наблюдениями и, оказывается, это ещё и пользу приносит музею!». И далее: «…благодаря переписке с Вами, я снова перетряхнул свою память и так заинтересовался опять старым, милым Выборгом!». Помогал музею Игорь Михайлович и в комплектовании фондов: фотографии, открытки с видами Выборга, книги… Из вещественных предметов, пожалуй самыми и важными для музея и интересными являются кокарда на фуражку и пряжка для ремня учащегося выборгского реального училища. И.М.Карпинский поддерживал контакты и с другими музеями нашей страны: Ленинградским филиалом Центрального музея В.И.Ленина, с художественными музеями Москвы, Севастополя, Иркутска.

После смерти И.М. Карпинского, в июне 1985 г. в Выборгский краеведческий музей приехали его дети: Татьяна Игоревна, Святослав Игоревич и их двоюродная сестра Людмила Валлер-Семёнова. Впервые после долгой разлуки они приехали в город, в котором родились. С этих пор разорванные когда-то связи музея с этой семьей уже не прерывались – прежде всего, благодаря младшей дочери Игоря Михайловича, Татьяне Игоревне Карпинской (14.01.1927–06.02.2017). Она окончила русский лицей в Хельсинки, затем работала и одновременно училась на славянском факультете Хельсинкского университета. Работала переводчицей в пресс-бюро, позже в финско-советских фирмах, в АПН и ТАСС в качестве переводчика-редактора, на многочисленных конгрессах, фестивалях, Олимпиаде и т.п. Одновременно активно занималась журналистикой: в финской прессе печатались ее статьи о новостях культурной жизни в СССР, в советской – о важных событиях в культуре Финляндии. На протяжении многих лет Татьяна Игоревна являлась ответственным редактором журнала «Наша жизнь» (печатный орган Русского Культурно-Демократического союза в Финляндии), была активным членом Общества «Финляндия-СССР». В 1986 г. была награждена золотым значком Общества за активную и постоянную работу. После окончания основной трудовой деятельности Татьяна Игоревна продолжала периодически работать переводчиком. Особенно часто её приглашали работать с приезжающими из СССР деятелями культуры и искусства: ей довелось слышать многих замечательных артистов. 14 января 2017 г. Татьяна Игоревна отметила своё 90-летие, а 6 февраля её не стало. Похоронена она в Хельсинки, на православном Ильинском кладбище, в одной могиле с бабушкой, Марией Петровной Карпинской.

В каждый свой приезд в Выборг Татьяна Игоревна встречалась с краеведами, научными сотрудниками Краеведческого музея и музея-заповедника «Парк Монрепо». Вместе с ней сотрудники музея побывали в Петровском поселке, где когда-то жила семья Карпинских, в госпитале, где на страницах рукописной книги по истории этого учреждения она встретила имя своего деда. В каждый свой приезд она радовала музейщиков новыми поступлениями в фонды. Это были книги (в том числе со штампами библиотек выборгских учебных заведений), журналы «Наша жизнь» (в них печатались статьи и воспоминания Игоря Карпинского, самой Татьяны Игоревны, бывших выборжан), предметы домашнего обихода. Материалы из фонда семьи Карпинских неоднократно выставлялись на проходивших в музее тематических выставках. Так, в 2001 г. на выставке, посвященной 100-летию со дня рождения И.М. Карпинского демонстрировались предметы не только из музейного фонда, но и материалы, любезно предоставленные Татьяной Игоревной, в том числе одна из живописных работ художника «Вид на Сауналахти». После завершения работы выставки в фонды музея были переданы палитра и кисти, принадлежавшие Игорю Михайловичу. А в 2014 г. на выставке, посвященной событиям Первой мировой войны, были представлены полученные из семьи Карпинских фотографии, документы и личные вещи военного врача, генерал-майора медицинской службы М.М. Карпинского.

 

Новоселова З.А., Мошник Ю.И

 

 

 

БРЕХУНОВА ВЕРА ФЁДОРОВНА (1927 – 2016)

Смотритель музея

Смотритель в зале – одна из важнейших музейных профессий. Основная обязанность смотрителя – наблюдение за сохранностью экспонатов, выставленных в экспозиционных залах. По большому же счету, это люди, с облика и поведения которых начинается у посетителей музея формирование впечатления о музее в целом.

Читать далее

Любопытно, что в первом штатном расписании Выборгского краеведческого музея отдельной должности смотрителя не было, что, собственно, понятно: смотреть было не за чем – по причине отсутствия экспозиций. Когда же первые музейные залы в 1961 г. открылись для посетителей на пр. Ленина, 20, то обязанности смотрителя совмещались, в частности, с работой уборщицы, которая в первую половину дня работала как уборщица, а во вторую – «в течение 3-х часов» – как смотритель, «чередуясь с подменой на обед с дежурным научным сотрудником». Одной из первых музейных смотрительниц была Александра Ивановна Комова. Он пришла в музей в 1965 г., выдержав конкурсный отбор. На вакансию претендовали три человека, и тогдашний директор музея Владимир Иванович Дубров выбрал Александру Ивановну, потому что в прошлом она была учительницей начальных классов, а значит, человеком ответственным, приученным ко всякому труду, дисциплине и порядку. Александра Ивановна успела поработать в первом здании музея, на пр. Ленина, 20. И одновременно – на Замковом острове. Тогда музейные смотрители совмещали еще обязанности сторожей, и – как вспоминала Александра Ивановна, – на Замковом острове в первые годы бытования там музея было очень страшно по ночам: открытые дверные проемы, зияющие разбитые окна, кромешная тьма. Александра Ивановна с огромной благодарностью вспоминала первого директора Дуброва В.И., который одновременно был и завхозом, и приложил все усилия к тому, чтобы в кратчайшие сроки наладить на острове освещение и избавить женщин-сторожей хотя бы от страха темноты. Кроме того, во всех помещениях замка тогда шел ремонт, после окончания которого вся самая грязная работа ложилась на плечи смотрителей: они отмывали от краски и грязи полы, батареи, окна, отчищали экспонаты и мебель, драили паркет, помогали развешивать стенды и делали многое-многое другое. Александра Ивановна пришла в музей в возрасте 43 лет и проработала смотрительницей 27 лет, оставив о себе самую добрую память.

Как мы уже рассказывали, первые экспозиции открылись в Главном корпусе Выборгского замка в 1970-е гг. За каждым залом в то время закреплялись определённые смотрители, которые чётко знали не только каждый экспонат, но и его «легенду» (основные сведения о поступлении, назначении и пр.), и в случае необходимости могли помочь одиночным посетителям сориентироваться, ответив на какие-то вопросы. В большинстве своём смотрители любили свою работу, для некоторых из них она стала основной в их трудовой деятельности и они отдали ей многие годы. В книгах отзывов неоднократно звучали (и звучат поныне) слова благодарности посетителей музея именно в адрес смотрителей.

Легендарной личностью среди смотрителей ВКМ стала Вера Фёдоровна Брехунова, проработавшая в музее, как и Александра Ивановна Комова, более двадцати лет. Для Веры Федоровны Замковый остров был родным домом в прямом смысле, поскольку волею судьбы она проживала здесь с семьей до тех пор, пока весь остров не перешел в ведение музея.

Вера Федоровна Брехунова родилась 27 декабря 1927 г. в дер. Горькавка Комаровского района Смоленской области в крестьянской семье. Образование получила неполное среднее (7классов). В 1939 г. ее семья – после окончания советско-финляндской войны – переехала в Выборг в числе первых советских переселенцев, а в 1941 г. – с началом Великой Отечественной войны – эвакуировалась в Горьковскую область. В Выборг вернулись в 1945 г. Отец погиб на фронте. В 1952 г. Вера Федоровна поступила на работу в лесхоз, вначале сторожем, затем делопроизводителем. Вышла замуж за военнослужащего, родились дети (сын и дочь). С 1954 по 1964 гг. Брехуновы жили по месту службы мужа на Замковом острове. С 1964 по 1970 гг. – в Германии. По возвращении семьи в Выборг Вера Федоровна вновь устроилась на работу контролёром на лодочной станции, но уже в сентябре 1971 г. пришла в музей гардеробщицей, а затем – с 1972 г. – стала смотрителем, что было удобно, поскольку до 1977 г. Брехуновы опять жили на Замковом острове.

 В музее Вера Фёдоровна находилась, пожалуй, на самом ответственном посту – посту №1: это 1-й этаж, экспозиция «Историческое и революционное прошлое Выборга». То есть, она была первым человеком, с которым встречались посетители музея. Всегда энергичная, живая, приветливая, она сразу располагала людей к себе. В те годы тематических экскурсий почти не было, только обзорные. Дежуривший по музею научный сотрудник должен был вести все запланированные на данный день экскурсии. Случались накладки: дежурный ведет экскурсию, а тут пришла ещё одна группа. «Разруливала» ситуацию Вера Федоровна: она буквально взлетала на второй этаж, где располагались тогда кабинеты научных сотрудников и библиотека, а там… у всех своя работа, никто не может, все заняты. Но Вера Федоровна находила нужные слова, убеждала, расхваливала группу и возвращалась на свой пост, конвоируя «совращённого» экскурсовода. «На страже» государственного музейного фонда оставалась на время «переговоров» напарница Веры Федоровны (экспозиция занимала четыре зала) Мария Фёдоровна Морозова.

Еще Вера Федоровна вела среди смотрителей «воспитательную» работу: о важности внешнего вида, опрятности, доброжелательности в обращении с людьми – говоря современным языком, занималась корпоративной этикой. И это было очень важно. В общем, благодаря и ее работе, Выборгский межрайонный краеведческий музей заслуженно удостаивался почетного звания «учреждения высокой культуры».

В 1994 г. – после двадцати трех лет безупречной, отмеченной многочисленными грамотами, работы – Вера Федоровна уволилась из музея по семейным обстоятельствам. В последующие годы жила в семье дочери, помогала воспитывать внучку. Скончалась в 2016 г., похоронена на старом городском кладбище (Кангас).

 

Волкова Л.Г., Новоселова З.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

КОЗЛОВА МУЗА ВАСИЛЬЕВНА (1921–2006 (?))

Скульптор, даритель

Нередко бывает так, что основой для создания музея становится коллекция: художественная, естественнонаучная, историко-техническая. С первого дня существования музея его профиль определяется этим собранием. Случай Выборгского краеведческого музея иной. Те художественные ценности, которыми обладал Выборг в 1930-е, в годы Второй мировой войны были эвакуированы в Финляндию или погибли в городских пожарах. Некоторое количество картин и скульптур оказалось в собраниях советских художественных музеев, менее ценные произведения были попросту расхищены. Созданному в 1960 г. музею нечего было унаследовать. Его сотрудникам приходилось формировать музейное собрание «с нуля» – и комплектование фондов стало одним из важнейших направлений работы ВКМ. Первый директор Владимир Иванович Дубров считал необходимым, чтобы в коллекции выборгского музея были произведения изобразительного искусства. И в 1965 г. идея неожиданным образом обрела реальность: к нему обратилась дочь известного скульптора В. Козлова с предложением о передаче в музей принадлежащего ей собрания живописи и скульптуры. О судьбе этой дарительницы, Музы Васильевны Козловой, и о ее коллекции наш сегодняшний рассказ.

Читать далее

Отец Музы Васильевны, Василий Васильевич Козлов (1887–1940), прославился как автор многочисленных памятников В.И. Ленину, в том числе самого первого. В разных городах и селах Советского Союза в свое время было установлено не менее сорока изваяний вождя мирового пролетариата работы этого мастера. Василий Козлов был талантлив, удачлив и умел живо отзываться на запросы времени. Это обеспечило ему блестящую карьеру при жизни и мемориальную доску в центре Ленинграда, на доме, где он жил – после смерти.

А начинался творческий путь этого крестьянского мальчика из села Владыкино в Саратовской губернии с поступления в 1898 г. в рисовальную школу Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге. В 1906 г. В. Козлов сал вольнослушателем в Академии Художеств на скульптурном отделении по классу Г.Р. Залемана и в мастерской профессора В.А. Беклемишева. Здесь, в скульптурном отделении, он познакомился и подружился с Леопольдом Августовичем Дитрихом (1877–1954), сыном художника из Варшавы. Начинающие скульпторы решили работать вместе. В их сотрудничестве было столько взаимопонимания, столько сходства в художественном мышлении, что в их совместных работах невозможно определить, чьи руки лепили ту или иную фигуру. Дитрих и Козлов занимаются скульптурным оформлением зданий:  это дом М. Вавельберга на Невском проспекте (кассы Аэрофлота), здание Русского торгово-промышленного Банка на Большой Морской, банки в Харькове и Ростове-на-Дону. В 1916 г. друзья участвуют в конкурсе на памятник М.Ю. Лермонтову перед зданием Николаевского кавалерийского училища и занимают первое место – но… комиссия в итоге решает отливать памятник по модели более опытного Бориса Микешина.  Кроме этого, были еще конкурсы на памятник Ф. Волкову в Ярославле, К. Ушинскому в Петербурге, И. Никитину в Воронеже, Т. Шевченко в Киеве. Проекты Дитриха и Козлова получали одобрительные отзывы – но так и оставались в гипсовых моделях.

Только после Октябрьского переворота 1917 г. ситуация изменилась. Василия Козлова, который в свое время был лучшим учеником на скульптурном отделении Академии Художеств, стали привлекать к осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды. Несколько лет друзья еще работали вместе и даже в жены выбрали родных сестер. Но постепенно их пути начали расходиться. Козлов открыл для себя «лениниану», а далекий от политики Дитрих стремился в своих работах запечатлеть человека нового времени – но не вождя и не героя, а обычного человека, судьба которого в судьбе страны почти незаметна, но без которого «народ неполон». В 1927 г. Василий Козлов создал свою лучшую работу – памятник В.И. Ленину перед Смольным. И в этот же год ушел из семьи, оставив жену Елену Васильевну с шестилетней дочерью Музой. Этого поступка Дитрих не смог ему простить. Он старался помогать свояченице материально, а в 1933 г. забрал ее и Музу в свой дом-мастерскую на Большой Гребецкой (ныне Пионерской) улице.     Странный был дом. Вся мебель в нем была сделана своими руками, обстановка рабочая, а среди эскизов и моделей ходил хозяйский любимец – большой пес по кличке Пират. Леопольд Августович, который еще до прихода в Академию Художеств успел получить в Екатеринодаре педагогическое образование, стал преподавать на своем родном скульптурном отделении. И в мастерскую часто стали приходить ученики, обожавшие его. Приходили и коллеги-скульпторы, и художники, и поэты, например Николай Клюев, бюст которого выполнил Дитрих. В этом доме Муза Козлова прожила 21 год. Здесь у своего воспитателя, которому она заменила дочь, Муза Васильевна начала учиться живописи и лепке. В 1940 г. она поступила в УХОР (Училище художественно-отделочных работ при ЛИСИ), выбрав профессию скульптора-оформителя. Вероятно, такое решение было связано с тем, что Леопольд Августович в 1930-х г. много работал в этой сфере. В 1935 г. им был выполнен скульптурный фриз Дворца Культуры имени И. Газа – одного из лучших памятников ленинградского авангарда.

В феврале 1942 г., в самую страшную блокадную зиму Муза Васильевна ушла на Ленинградский фронт, в прачечный дивизион. Затем была зачислена в 942 стрелковый полк 268 стрелковой дивизии, рыла под Кингисеппом противотанковые рвы. Леопольд Августович остался в Ленинграде, продолжал работать. Чтобы спастись от холода, ему приходилось жечь мебель, бумаги,  даже детали скульптурных работ. Так композиция «Полет в будущее» лишилась крыльев. От голода умерла его жена Екатерина Васильевна, а его самого забрали в больницу с крайним истощением. Весной 1943 г. он, немного восстановив силы, пошел работать на завод.

После снятия блокады Дитрих поступил на профессорскую должность в Ленинградское высшее Художественно-промышленное училище. Он по-прежнему жил в своем доме-мастерской, где хранились его картины, скульптуры, работы его учеников, в том числе погибшего на фронте художника В.И. Рязанцева. Сюда, на Пионерскую, 20 вернулась после войны Муза Васильевна.

В 1947 г. она вышла замуж за скульптора Якова Ивановича Солуянова. Оба они работали над художественным оформлением зданий Ленинграда, а Леопольд Августович в эти годы занимался реставрацией скульптуры, в том числе восстановлением интерьеров Мариинского дворца. В октябре 1954 г. он скончался и Муза Васильевна похоронила его на Литераторских мостках Волковского кладбища, рядом с могилой своего отца Василия Козлова, умершего в 1940 г.

В начале 1960-х гг. дом-мастерскую Дитриха признали аварийной и определили к сносу. Музе Васильевне и Якову Ивановичу предоставили новое жилье, но в него невозможно было перевезти коллекцию. И пришлось расставаться с тем, что было рядом с ней долгие годы. Несколько произведений взял в свое собрание Русский музей, но всю коллекцию забрать отказался – а Муза Васильевна не хотела раздавать предметы в музеи поодиночке, сознавая, что ценность коллекции в ее единстве. И тут выяснилось, что произведения изобразительного искусства нужны Выборгскому краеведческому музею. Так коллекция Л.А. Дитриха и В.В. Козлова в количестве 54 живописных и скульптурных работ оказалась в Выборге.

В октябре 1966 г. в музее состоялась первая выставка работ Дитриха и Козлова, по которой старший научный сотрудник Е.В. Нагимова подготовила путеводитель. В 1977 г. выставку предметов из этой коллекции организовала заведующая отделом фондов Л.И. Бабич. Но позднее перемещение хранилища скульптуры и авария в системе отопления привели к тому, что часть произведений получила существенные повреждения. Заведующая фондами музея Е.М. Сизьмина приняла необходимые меры по спасению скульптур, их отреставрировал А.М. Буслаев.

В 1995 г. Муза Васильевна, разбирая бумаги, наткнулась на письмо из ВКМ 30-летней давности, на которое когда-то не смогла ответить. Так снова возникла переписка с музеем. М.В. Козлова передала музею еще 20 рисунков Дитриха и Козлова, а также коллекцию писем и фотографий.  Осенью 1996 г. в музее открылась выставка «Тело тленно – душа вечна», ставшая  одним из самых памятных событий в экспозиционной истории ВКМ (автор выставки – заведующая сектором отдела фондов Елена Викторовна Иванова, художник – Галина Георгиевна Буслаева). На открытии была Муза Васильевна. В одном из отзывов, оставленных посетителями, говорилось: «Выставка для Выборга просто уникальна… Хочется сказать большое спасибо дочери Козлова за великолепный подарок Выборгскому замку, городу, людям, нашему будущему».

 

Мошник Ю.И.

 

ЛАДАНОВ ПЁТР ФЁДОРОВИЧ (1904–1989)

Советский партийный деятель, директор Выборгского краеведческого музея в период 1968-1986

В сентябре 1968 г. новым директором Выборгского краеведческого музея стал Петр Федорович Ладанов, до этого – многолетний председатель Выборгского горисполкома, а в прошлом – глава Ленинграда и кандидат в члены ЦК КПСС. И в наши дни имя П.Ф. Ладанова памятно выборжанам. В его честь названа улица в центре города. На доме, где он жил, установлена мемориальная плита. Люди старшего поколения не без ностальгии вспоминают порядок и чистоту в Выборге «при Ладанове»: руководитель города лично следил за благоустройством. Да и на посту руководителя музея им было сделано немало. Однако биография П.Ф. Ладанова, партийного лидера, воспитанного сталинской эпохой, слишком сложна, чтобы описывать ее лишь светлыми красками.

Читать далее

Родился Петр Федорович Ладанов 27 августа 1904 г. в селе Ховрино в Симбирской губернии в крестьянской семье. В 1928 г. вступил в партию. Учился на рабфаке в Ульяновске, а затем в Ленинградском технологическом институте, который закончил в 1936 г. Два года отработал инженером на заводе Ленгаз. Когда началась война, П.Ф. Ладанов учился в аспирантуре. Он был призван на фронт в 1941-ом, служил в контрразведке. Много раз под обстрелом переправлялся на левый берег Невы, на сражающийся Невский пятачок – символ мужества бойцов Ленинградского фронта. В сентябре 1943 г. майор Ладанов, старший оперуполномоченный ОКР СМЕРШ 54-й армии, был награжден орденом Отечественной войны I степени.

После войны карьера П.Ф. Ладанова стремительно пошла в гору. Он преподает в системе НКГБ (МГБ) СССР, является секретарем партбюро Ленинградской школы МГБ СССР, а в 1949 г. его избирают первым секретарем Куйбышевского райкома партии Ленинграда. В этой должности он отработал год, после чего Петра Федоровича избрали председателем Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся – «мэром» второго города Советского Союза. Наконец, Ладанов становится членом Президиума Верховного Совета РСФСР и – в 1952 г. – кандидатом в члены ЦК КПСС.

Во многом такое быстрое продвижение было обусловлено темпами послевоенного восстановления ленинградской промышленности. П.Ф. Ладанов, без сомнения, был эффективным и жестким руководителем. В годы, когда он был главой Ленинграда, реконструировались заводы: Кировский, «Электросила», металлический, Невский, текстильного машиностроения, Ижорский, Балтийский и многие другие. Была закончена реконструкция Невского и Кировского проспектов, построены новые мосты. О председателе Ленсовета Ладанове вспоминали разное: и то, что работал до глубокой ночи, и то, что мог унизить подчиненного.

Как член Президиума Верховного Совета РСФСР П.Ф. Ладанов стал одним из тех людей, кто 5 февраля 1954 г. принимал решение «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР». А весной того же года он неожиданно для себя стал одной из многочисленных жертв Ленинградского дела. На собрании актива Ленинградской парторганизации 6 мая 1954 г. зам. директора Института Истории партии Константинов обвинил Ладанова в некомпетентности: «Я лично ничего не имею против председателя Ленинградского городского Совета т. Ладанова. Но мне представляется, что у настоящего руководства не было достаточных оснований для выдвижения его на ответственную работу… До 1949 года т. Ладанов не имел опыта ни организационной, ни вообще руководящей работы, работая секретарем партийной организации одой из школ милиции… Результаты не замедлили сказаться… Теперь все сессии Ленинградского Совета, конференции, активы проходят под флагом резкой и справедливой критики Ленсовета. Тов. Ладанову, как правило, не дают закончить речи, уходит под общий гул. Становится просто неудобно за такого руководителя».

Слушатели поддерживали оратора аплодисментами и одобрительными выкриками. Это была катастрофа. Ладанова сняли с поста и перевели на должность начальника Управления Ленстройматериала. Большая партийная карьера для него была закрыта.

А в 1956 г. Петра Федоровича избрали председателем Выборгского городского Совета депутатов трудящихся, и в этой должности он проработал 11 лет. Он много занимался строительством и благоустройством. При нем был установлен памятник Ленину на Красной площади и открыт Дворец культуры, отремонтирована городская библиотека. Он открывал проспект Победы. При нем появились ограждения набережной Большого Ковша. Он встречал в Выборге Гагарина и Хрущева. Наконец, при нем в Выборге появился музей. Именно Петр Федорович перерезал ленточку во время его торжественного открытия в июле 1961 г., а впоследствии музей регулярно получал от города средства на ремонтные работы. Но когда в 1965 г. музей начинал осваивать переданный ему замковый комплекс, Ладанов неожиданно вмешался и подписал распоряжение о предоставлении главного корпуса Выборгского замка под жилье рабочим, направленным в Выборг на строительство. Директору музея В.И. Дуброву, который узнал об этом за сутки до приезда рабочих, чтобы отстоять замок для музея, пришлось временно превратить его залы в склады для яблок, хранившихся до этого в вагонах на железной дороге.

В 1968 г., получив статус пенсионера республиканского значения, П.Ф. Ладанов сам пришел в Выборгский краеведческий музей в качестве директора – и возглавлял его почти 18 лет. Как стилем руководства, так и целями, которые он ставил в своей новой работе, Ладанов разительно отличался от В.И. Дуброва. Владимир Иванович видел в музее структуру, способную аккумулировать всю деятельность по изучению и популяризации исторического прошлого Выборга. Он и сам увлеченно занимался исследовательской работой. Для Петра Федоровича важнее была внешняя, заметная сторона вопроса: отремонтированные помещения, замощенные дворы, красивые и просторные музейные залы. Работа, направленная на создание замка-музея, которую вели специалисты научно-реставрационной мастерской Госстроя ЭССР, была прервана П.Ф. Ладановым почти сразу после вступления в должность. Несколько утрируя, можно сказать, что для него замок был просто комплексом старых зданий, отданных под городской музей, т.е. квадратными метрами, на которых можно разместить экспозиции, точно соответствующие всем идеологическим требованиям, предъявляемым к краеведческим музеям. Не удивительно, что все силы музейного коллектива под его руководством направляются на экспозиционную работу. В 1970 г. в Выборгском замке открылись первые постоянные экспозиции – «Историческое и революционное прошлое края» и «Карельский перешеек в годы Великой Отечественной войны». Затем были экспозиции, посвященные промышленности Выборгского района, сельскому хозяйству, природе Карельского перешейка. В замке все меньше оставалось замкового, зато категория музея была повышена с третьей на вторую.

Умер П.Ф. Ладанов 10 января 1989 года, похоронен на старом кладбище Выборга.

 

Мошник Ю.И.